СРО в страховании – новые правила игры на подходе
Сенькина Людмила Михайловна
Директор по аналитической работе Российского Союза Автостраховщиков (РСА)
|
Какие требования в будущей СРО будут предъявляться к разработке стандартов профессиональной деятельности? Как будет контролироваться исполнение этих стандартов участниками рынка?
6 июня 2016 года на Общем собрании Всероссийского союза страховщиков было принято судьбоносное решение о создании саморегулируемой организации в сфере страхового рынка (СРО). Это решение стало важным шагом в инициированном страховщиками процессе регистрации СРО, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка».
Сама по себе форма саморегулирования для участников страхового рынка не нова: существующие профобъединения работали и продолжают работать с использованием элементов саморегулирования. Однако полный набор элементов саморегулирования для страховщиков, определенный вышеуказанным законом, заметно шире и включает в себя обязательное членство для всех страховщиков, разработку базовых и внутренних стандартов и создание действенного механизма контроля за их соблюдением, осуществление функций по ведению реестра, рассмотрению обращений и др.
При принятии решения о внесении сведений о СРО в единый реестр саморегулируемых организаций Банк России, рассматривая представленные документы, проводит проверку соблюдения установленных требований, в том числе на предмет создания специализированных органов (контрольного и органа по рассмотрению дел о применении мер в отношении членов саморегулируемой организации) и достаточности сметы, которая отражает возможность осуществления СРО своих функций.
На самом деле, создание СРО рассматривается в контексте совершенствования контрольно-надзорной деятельности, в качестве одной из приоритетных задач, определенных Правительством Российской Федерации на 2016-2017 годы. Во исполнение данной задачи в апреле текущего года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленный на повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Внедрение дифференцированного подхода в масштабах страны сопровождается отказом от всеобъемлющего контроля и передачей подконтрольных субъектов в сферу саморегулирования, а в нашем случае – передачей СРО отдельных полномочий страхового надзора.
Закон предусматривает, что СРО будет осуществлять контроль за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации. При этом СРО вправе применять в отношении своих членов меры только за несоблюдение трех последних позиций из перечисленных.
Что касается базовых стандартов, то законом определены пять их видов:
1) по управлению рисками;
2) корпоративного управления;
3) внутреннего контроля;
4) защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций;
5) совершения операций на финансовом рынке.
При этом:
- ЦБ РФ устанавливает перечень обязательных для разработки саморегулируемыми организациями базовых стандартов из числа вышеуказанных;
- ЦБ РФ устанавливает требования к содержанию базовых стандартов;
- СРО разрабатывает базовые и внутренние стандарты;
- Комитет по стандартам при Банке России согласовывает базовые стандарты;
- ЦБ РФ утверждает базовые стандарты после их согласования комитетом по стандартам.
Комитет по стандартам состоит из представителей саморегулируемых организаций (не менее чем две трети членов), представителей Банка России, а также представителей Минфина. Председатель комитета по стандартам избирается из числа его членов и освобождается от должности в порядке, установленном положением о комитете по стандартам. Положение о комитете по стандартам утверждается Банком России.
Во избежание избыточного регулирования базовые стандарты не должны повторять уже установленные законодательно нормы. Необходимо деликатно встроить их в действующую систему регулирования и контроля. Банком России поставлена цель повысить уровень доверия потребителей к финансовому рынку и осуществить переход от реактивного к превентивному контролю.
Банком России опубликован проект требований к базовому стандарту по защите прав потребителей финансовых услуг. Содержащиеся в нем требования, по мнению многих экспертов, практически невыполнимы, поскольку избыточно детализированы. В связи с этим проверить его исполнение представляется невозможным: для этого потребовалось бы поставить проверяющего к каждому агенту.
Одной из функций СРО является рассмотрение обращений граждан и юридических лиц. В плане оперативного реагирования на возрастающее количество обращений потребителей, считаю возможным использовать опыт РСА, которым был разработан механизм быстрого расчета и исправления КБМ+. Это новый реально работающий инструмент, позволивший значительно снизить число обращений, связанных с несогласием страхователей с примененным по договору КБМ.
Самое главное сейчас - установить ясные и прозрачные правила игры, разработать четкие, понятные стандарты, которые, с точки зрения механизма исполнения и контроля, были бы и исполняемыми и проверяемыми.